НКО приняла участие в учебном визите в Берлин

   Белорусско-российская группа представителей  НКО приняла участие в учебном визите в Берлин, который был организован в рамках проекта «Независимые ресурсы для НКО! Диалог и действие». В составе белорусской группы — представители различных регионов: Учреждение «Женское дело» (г.Бобруйск), ОО «Матери против наркотиков» (г.Витебск) и 4 НКО – члены Региональной партнерской сети НКО Гомельщины – ГООО «Социальные проекты», Учреждения «Территория развития – 21 век», «Мастерская инновационных технологий», первичная организация «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (г.Житковичи).

   Один из главных вопросов, который обсуждался во время визита: «Какие фандрайзинговые инструменты используют немецкие НКО для обеспечения устойчивости своих организаций?»

   Стажировка в Берлине для 11 ресурсных НКО России и Беларуси началась в районе Кройцберг — самого парадоксального, многокультурного и колоритного во всех отношениях (граффити почти везде). Здесь живут турки и арабы, французы и англичане, коренные берлинцы, бедные и богатые.

   Фабрика Радуга возникла благодаря Гражданской инициативе, которая с 1977 года спасала (не очень успешно) от сноса старые здания Кройцберга. Только с третьей попытки, в 1981 году, группе удалось открыть в бывшей пожарной станции культурный центр, детский сад и мастерские. Сегодня Фабрика Радуга существуют на принципах самоорганизации и солидарной экономики — здесь много разных проектов и программ добрососедства. У фабрики нет руководителя, все 33 сотрудника получают одинаковую почасовую зарплату. Большие и маленькие, молодые и пожилые, добровольцы и жители соседних домов принимают участие в принятии решений, и все вместе отвечают за результат.

   Уникальные услуги — ремонт велосипедов «Сделай сам», куда приходят жители всей столицы, потому что это единственная мастерская, которая работает без выходных. Еще есть  столярная мастерская, кинозал, кафе и столовая, и даже хостел с 33 койками. Около сотни организаций и групп со всего города здесь проводят свои мероприятия.

   Радуга — это холдинг, в который входит общественная организация и две ООО (хостел и столовая ), они, правда, ограничены в плане получения прибыли, потому что принадлежат общественной организации.

    Второе общественное пространство Шокофабрика — пример гибридной НКО: у неё нет четких границ между коммерческим и некоммерческим. И они, честно говоря, насчёт этого не беспокоятся- главнее, чтобы работало. Например, фитнес и спортивные курсы — бесплатные и платные, а хамам — чисто коммерческая организация, правда с ограничениями по получению прибыли, он прибыльный. Детский сад и мастерская по изготовлению мебели — отдельные общественные организации, тоже с вкраплениями других форм.

    Третий уникальный пример — Квартирмайстер. Это проект, который занимается пивом, и от других пивоваренных заводов его отличает то, что прибыль инвестируют в решение социальных проблем общества. Работают с пивоварней в земле Саксония. 10 центов с каждого литра проданного литра пива идёт на социальные проекты.

    В начале команда работала на общественных началах, затем создали две оргструктуры — НКО и коммерческую фирму. Фирма занимается всем, что связано с пивом — рецептурой, заказами, рекламой. А НКО — социальными проектами, грантами для инициатив, которые трудно поддержать из других источников. Приоритеты — инклюзия, содействие устойчивому развитию, ориентация на местное сообщество. Голосование за лучший проект — на сайте, побеждает проект, который получил наибольшее количество голосов. Примеры победителей последнего времени — Zero Waste (Ноль мусора) — система сертификации магазинов, которые сознательно уменьшают количество мусора и упаковок. Или мастерские для художников. Победители получают по 4 тысячи евро., конкурс проводится каждые 4 месяца в Берлине , Мюнхене, Дрездене и Мюнстере.

   Центр добрососедства «Твое, мое, наше». Раньше это был магазин, потом здание долгое время пустовало, а затем возникла идея создать культурное пространство, где даже не зная языка могут общаться между собой коренные берлинцы и беженцы. Ремонт делали все вместе, кто живет по соседству. Языковые проблемы преодолевались естественным путем, во время ремонта. Так постепенно выстроилось протсранство для добрососедства KultureMarktHalle – Твое, Мое, Наше. Здесь люди вместе поют, рисуют, проводят выставки. Есть мастерские по дереву, металлу, ткацкие курсы. Люди сами выбирают то, что хотят делать вместе. Кроме того, это отличный способ изучать язык, общаясь и что-то мастеря вместе.

    Social Impact Labэто инкубатор социальных инноваций, основанный в 1994 году. С 2011 года осуществляет программу поддержки социальных стартапов, направленных на устойчивое развитие и повышение качества жизни наиболее уязвимых категорий населения. 80% стартапов, которые поддержал Social Impact Lab, самостоятельно и успешно продолжают свою деятельность. По словам директора Норберта Кунца драйверами социальных изменений являются активные люди, котолрые не хотят мириться с несправедливостью или нарушениями в отношении к окружающей среде и берут инициативу в свои руки.

   Проект «Независимые ресурсы для НКО! Диалог и действие» реализуется 3-мя НКО — «Немецко-русский обмен» (г.Берлин),  Центр развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург», и ГООО «Социальные проекты» (г.Гомель) при поддержке Министерства иностранных дел Германии.

Добавить комментарий